Экософия, как одна из форм гражданского активизма

Экософия, как одна из форм гражданского активизма 0 230

Рыльков Максим Александрович
экологический активист, гражданский исследователь, адукатор

Экософия – дословно от экос – «экология», «дом» и софия – «мудрость», т.е. «экологическая мудрость». Следует понимать как форму практической экологической философии ипрактик гражданского активизма. Экософия не противостоит науке экологии, а скорее встраивает ее в более гибкую, творческую и многоаспектную систему знаний, этических и философских практик, личностного опыта иобщественной деятельности.

Главное назначение экософии – предоставить людям альтернативу техно- индустриальному развитию и гиперпотребительскому образу жизни.

Понятие № 1. Идея дикой природы

Положение Природы в современном индустриально-технократическом обществе – жалкое и неадекватное. По сути - это положение, роль сведена к источнику ресурсов и энергии, физическому пространству и канализации для отходов жизнедеятельности для «индустриальной цивилизации».

 Идея дикой природы, напротив, показывает нам ущербность и недалекость подобного мировоззрения, и показывает совсем другое, истинное, значение и роль природы, обладающей широким спектром неутилитарных ценностей, самоценностью наделенной сакральными, эстетическими, ментальными, этическими свойствами

«Идея дикой природы – система взглядов и подходов к дикой природе и ее охране, основанная на том, что свободная природа – нечто большее, чем просто ресурс или важный компонент экологических систем. Дикая природа – это субъект, Совершенно Иное, затерянный мир, священное пространство, Значимое Другое, Мать-Богиня…Дикая природа имеет свою ценность, свои интересы, свое достоинство, свою цель и права на существование и свободу…Некоторые природоохранники рассматривают себя как часть природы, защищающие саму себя»[1, с.27-28].

Понятие № 2. Миф антропоцентризма

Антропоцинтризм или человекоцентризм от греч. антропос – «человек», центризм – «в центре».Человек, по мнению антропоцентристов, как самозваный хозяин Земли стоит на вершине мира. Далее идут созданные им вещи,и только потом природа.

Рис.1. Пирамида антропоцентризма.
Антропоцентризм – это игнорирование интересов всех остальных видов и экосистем, это даже не игнорирование, это просто отказ другим, не людям, в праве быть, иметь свои интересы и возможности идти своим эволюционным путем. Антропоцентризм – это и доморощенный «венец-творение», и самый «разумный вид на земле», и совково-Мичуринское: «мы не можем ждать милостей от природы, взять их наша задача». Фактически природа антропоцентристу нужна исключительно для удовлетворения его прагматических интересов: получить сырье, энергию, извлечь прибыль, поглощать кислород, сделать научное открытие. Смысл её существования, по их мнению, – быть использованной человеком для своих нужд. И это в отношении сложнейшей саморазвивающейся сети жизни, которой уже больше 3 млрд. лет!

Рис.2. Сущность антропоцентрического типа сознания [3]

«Сид считает, что "антропоцентризм" или "гомоцентризм" означает человеческий шовинизм. Это то же самое, что и сексизм, стоит только заменить "мужчину" на "расу людей" и "женщину" на "все остальные существа". Человеческий шовинизм - идея о том, что люди являются венцом творения, мерилом всех ценностей, имеет очень глубокие корни в нашей культуре и нашем сознании»[2, с. - ?].

Понятие № 3.Экоцентризм
Экоцентризм (русск. природоцентризм) акцентирует внимание на интересах биосферы, сообществах экосистем, составной и неразрывной частью которых является человек. При этом в качестве базовых ценностей и интересов признаются интересы природы, устойчивости экосистем, с которыми и должна хозяйственная деятельность

Рис.3. «Кольцо жизни» экоцентризма.

человека. Что получит природа от деятельности человека, благо или вред? Минимизирован ли вред и риск природе? Не превалирует ли экономический интерес над  интересами природы и человека, как части экосообщества? Экоцентризм - это признание и понимания того факта, что кроме интересов индустриального человека, есть интересы природы, которые имеют свое право на жизнь, развитие, экологические блага.

Экоцентризм - это признание и воплощение в жизнь идеи дикой природы, при котором человек не властелин мира стоящий на вершине пирамиды господства, а один из многих, пускай и особенных, членов экологического сообщества, одно из звеньев экологического кольца.


Природа ценна сама по себе, не зависимо от оценки человеком. Приоритет при взаимодействии с природой должен отдаваться нематериальным отношениям, а прагматическое взаимодействие должно жестко ограничиваться эколого-этическими критериями. Цель взаимодействия природы и человека в постепенной интеграции человеческой цивилизации в биосферу.

Рис.4. Сущность экоцентрического типа сознания [3]

Понятие № 4. Внутренняя ценность (живого и экосистем).

В нашей глубоко антропоцентрической экологической культуре природа, все живое является объектами для манипуляции и использования / неиспользования.Человек по своему усмотрению наделяет ценностью или бесполезностью тот или иной биологический вид, экосистему. Однако, любое живое существо и экосистемы обладают неотъемлемой изначальной ценностью живой сущности. Любая жизнь с момента собственного возникновения имеет прирожденные свойства: смысл существования, стремлением к самореализации и раскрытию своего потенциала, росту и развитию и. т.д. Т.е. любое живое существо (экосистема) обладает субъективной сущностью и ценностью для себя, не зависящей от оценивания человеком.

Признание внутренней ценности имеет большое значение для гражданской и природоохранной деятельности.

Рис.5. Внутренняя ценность живых существ.

Внут­рен­няя цен­ность — это до­воль­но инту­и­тив­ное пред­с­тав­ле­ние. Мож­но пред­по­ло­жить, что внут­рен­няя цен­ность ря­би­ны сос­то­ит в ее инте­ре­се, же­ла­нии, во­ле, стрем­ле­нии к жиз­ни, к сво­бо­де, к про­дол­же­нию су­щес­т­во­ва­ния, к раз­м­но­же­нию, а так­же к счас­тью.

Дру­ги­ми сло­ва­ми, на воп­рос «ко­му по­лез­на ря­би­на?» исхо­дя из внеш­ней цен­нос­ти, мож­но отве­тить: «че­ло­ве­ку, сне­ги­рям, на­се­ко­мым, ру­чью», а исхо­дя из внут­рен­ней цен­нос­ти — «се­бе са­мой». Внут­рен­няя цен­ность ря­би­ны по­лез­на толь­ко для ря­би­ны и бес­по­лез­на для сне­ги­ря, жу­ка, ру­чья и че­ло­ве­ка. Внут­рен­нюю цен­ность, в отли­чие от внеш­них цен­нос­тей, не­воз­мож­но вы­ра­зить в день­гах[4].

Понятие №5. Биоцентрическое равенство

Термин введен глубинным экологом Арне Нейсем (27 января 1912 — 12 января 2009) и тесно связан с понятием внутренней ценности жизни. Внутренняя ценность присуща всем живым существам и экосистеме Земли и, что не менее важно, она одинакова для всех. Так, например, кит, трава, бактерия, человек, река как экосистема будут обладать внутренней ценностью, стремлением к самореализации и счастью. Эта ценностьбудет одинакова для всех не зависимо от их ролей в биосфере или вхозяйственной деятельности человека. Живые организмы сплетены в бесконечное количество связей потоков энергии, материи и информации и, подобно звеньям в единой цепи, их вклад в целостность цепи равнозначен и равнозависим.

«В этом Кру­ге Жиз­ни каж­дое су­щес­т­во не боль­ше и не мень­ше лю­бо­го дру­го­го. Мы все — Бра­тья и Сёс­т­ры. Мы де­лим жизнь с пти­цей, мед­ве­дем, на­се­ко­мы­ми, рас­те­ни­я­ми, обла­ка­ми, звёз­да­ми, сол­н­цем. Что­бы жить в гар­мо­нии с при­род­ном ми­ром, нуж­но жить в кру­гах жиз­ни»[5,].

Понятие №6. Глубинная экология.

Философия глубинной экологии или, как её называет сам основатель Арне Нейс, «Экософия-Т» (от названия места в горах Твергастейн – «Скрещенные камни», где Нейс подолгу размышлял и медитировал) противопоставляется традиционной антропоцентрической экологии как науке, различным рациональным природапользовательским концепциям, способам решения экологического кризиса и взглядам на отношения человека и природы. Экософия дословно означает «экологическая мудрость». Это своего рода учение, которое призывает руководствоваться в нашем выстраивании отношений с природой не только научной логикой, фактами и экономической выгодой, а задействовать другие аспекты человеческой культуры и личности: чувства, интуицию, этику, поведение.  Человек не отделяется от остальной природы и не противопоставляется, глубинные экологи призывают к восстановлению утраченных связей с природой, расширению нашего опыта общения с ней, приоритету неутилитарных ценностей над материальной эксплуатацией во взаимодействии с природой, введению эколого-этических критериев в индустрию, потребление и культуру. Более того, глубинная экология ставит вопрос и об идеальном общественном устройстве, которое наиболее полно реинтегрирует человека в биосферу.

«Глубинная экология сплетает известные научные теории эволюционной биологии и  экологическихвзаимоотношений  в  многозначительную  и привлекательную  космологию.  Не опровергая научные знания, глубинная экология противостоит механистической научной парадигме, которая признает уничтожение видов  как  естественный  процесс  и  как  неизбежный  результат освоения  природы»[6].

Понятие №7. Экологическое сознание –экологическая культура - экологическая личность

Одно из центральных понятий экософии. Понятия экологическая культура, экологическое сознание и экологическая личность зачастую употребляются как взаимозаменяемые, а выбор термина исследователями зависит от их профессиональной деятельности. Экологическая личность – это человек (личность) обладающий сформированным экологическим сознанием и являющийся носителем экологической культуры. Структуру экологической культуры исследователи в зависимости от преследуемых целей тоже видят по-разному [7], но наиболее часто экологическая культура понимается как единство и взаимодополняемость четырёх компонентов деятельностной личности: когнитивный (экологические знания), ценностно-мотивационный (ценности и отношение), деятельностный, рефлексивный. Для формирования экологической культуры личности, гражданина важно одновременное и взаимосвязанное развитие всех 4 компонентов.

Когнитивный компонент экологической культуры - это экологические знания, представленные экологическими фактами, понятиями, причинно-следственными связями, закономерностями необходимы человеку для формирования адекватной экологической картины мира, понимания, что действительно важно, а что нет, устанавливать причины и зависимости между явлениями, действиями, причинами.

Ценностно-мотивационный компонент включает опыт эмоционально-ценностных отношений с природой, потребности, идеалы, нормы и принципы взаимодействия с природой. Они позволяют человеку сформировать партнерское отношение к природе как к имеющей внутреннею ценность сущности. Мотивирует к общению с природой, соразвитию (коэволюции), к охране природы, а также задает общую ориентацию в системе жизненных ценностей человека и общества.

Деятельностный компонент включает в себя различные типы и виды активного предметного взаимодействия с окружающей человека природой. По мере приобретения опыта практической и творческой деятельности формируются умения, навыки, привычки бережливого природопользования, природоохранной деятельности, партнерских отношений с природой. Во многом именно деятельность, направленная на охрану природы и построение отношений с ней является важнейшим признаком наличия экологической культуры у человека.

Рефлексивный компонент представлен самосознанием, которое включает в себя такие характеристики как самооценка, самокритика, самоидентификация. Человек оценивает свои экологические знания, необходимые для деятельности, ценности и мотивы деятельности, совершаемую и совершённую деятельность. Это осевой компонент экологической личности и её сознания, благодаря которому происходит осознание своей экологической культуры, своей экологической идентичности, понимания своего места в природе и отношений с ней. Рефлексивный компонент – ключевой фактор саморазвития экологической культуры.

Понятие № 8. Совершенно Иное

В представлении многих экофилософов биосфера – это целая цивилизация, абсолютно не похожая на техногенную цивилизацию рода людского. Зачастую именно инаковость, «непохожесть» на человека является основанием для антропоцентризма для варварского, сугубо прагматического обращения с природой. Будучи нечеловеческой, не принадлежащей к миру людей и созданных человеком вещей, биосфере отказано в гуманном, партнерском и каком либо субъективном отношении, как к чему-то обладающей своей ценностью и правами. Однако, именно сам факт того, что вокруг нас существует этот уникальный мир с его неповторимой сущностью, обладающий собственной автономностью и таинством, кладезем неутилитарных ценностей, историей саморазвития в три с лишним миллиарда лет, мы должны научится выстраивать отношение с природойна позициях экоцентризма.

«Аксиомой этики дикой природы является то, что дикая природа - это проявление "Совершенно Иного", отличного от человека, и которое в связи с этим необходимо ценить", - считает Линда Грэбер.

«Именно в силу своей радикальной непохожести, люди должны оставить природу в покое, удалившись от нее. Люди могут и должны видеть то, что происходит вне рамок их вида, и утверждать неантропоцентрические некультурные ценности. Лишь люди обладают совестью, которая может подтолкнуть их к подобным действиям»[2].

Понятие № 9.Экологическая этика

Как писал еще Аристотель, человек - это этическое животное. В антропоцентрическом, экофобном обществе назвать человека животным - это оскорбление, унижение его «венценосной достоинства»,  при экоцентризмеосознавать свою связь с сетью жизни необходимое основание для саморазвития и самосознания.

Суть современного экологического кризиса лежит в сфере ценностей и мировоззрения, а раз так, то и основные решения должны лежать в этой сфере.Надвигающийся экологический коллапс все отчетливее показывает полную несостоятельность и неспособностью антропоцентризма найти исключительно технико-экономическое решение экологического кризиса.

Экологическая этика призванасформировать ценностно-мотивационный компонент экологической культуры и личности: новые добродетели, идеалы и мифы, долженствования, определяя, что такое хорошо, а что такое плохо. Люди обладают избыточной силой и разрушительным потенциалом для биосферы, одна из задач экологической этики сдерживать - этот потенциал точно так же, как традиционная этика сдерживает в индивиде разрушительные для общества эгоистические и асоциальные  формы поведения.

Экологическая этика - учение о должном в отношениях человека с природой, основанное на восприятии природы как морального партнера (субъекта), признании равноправия и равноценности всего живого, внутренней ценности природы, уважении ее прав и ограничении прав человека[1].

По мнению Олдо Леопольдо, «этика в экологическом смысле - это ограничение свободы действий в борьбе за существование…Он же говорит, что «вещь правильна, когда у нее есть тенденция сохранять целостность, стабильность и красоту биологического сообщества. Она неправильна, когда имеет обратную тенденцию» [2].

Понятие №10.Неутилитарные ценности природы (ценности природы)

Неутилитарные или нематериальные ценности природы – это природная красота, гармония, таинство и сакральность, святость, знания, здоровье сберегающая и воспитательная ценность – всего порядка 30 неутилитарных ценностей! Нематериальные ценности природы – это, по сути, духовные ресурсы (эстетические, этические, сакральные, ментальные, психологические), столь необходимые для развития гуманистического потенциала в человеке. В индустриальном обществе эту функцию выполняют объекты и институты культуры и образования, но, с позиции антропоцентриста, никак не деревья, болота, облака, ландшафты и экосистемы. Ведь «венец природы» на то и стал «вершиной эволюции», что смог вырваться из всего этого «природного мрака»,  отделив себя от неразумной, примитивной жизни и построил вторую, рукотворную  «лучшую» природу. Правда, при ее создании незадачливый творец спровоцировал искусственное массовое вымирание видов на Земле (при предыдущем вымерли динозавры), имея почти 100% шансы попасть в списки вымерших видов уже в этом столетии. Можно констатировать, что биосфера способно удовлетворить все духовно-эстетические потребности человека, тем самым реализовав заложенный в каждом из нас (опять же природой) гуманистический потенциал.

Фактически, если можно допустить такое сравнение, подобно тому, как все живые организмы, приспосабливаясь к окружающих их среде, получают все необходимое и при этом в нужный момент времени своего становленияи развития, точно также и люди могут, получить все необходимое для саморазвития из биосферы при правильном подходе и методиках.

Итак, на представленных рисунках и графиках мы видим взаимосвязь между ценностями природы и полным спектром потребностей человека.

Неутилитарные (нематериальные) ценности природы

1

Историко-культурная ценность

11

Научная ценность

21

Психотерапевтическая ценность

2

Музейная ценность

12

Эталонная ценность

22

Реабилитационная ценность

3

Патриотическая ценность

13

Экологическая (природоохранная) ценность

23

Ценность удовлетворения потребности в компетентности

4

Ценность наследия

14

Ценность защиты от новых болезней

24

Ценность самореализации

5

Этическая ценность

15

Духовная ценность

25

Ценность общения

6

Ценность существования

16

Религиозная ценность

26

Доминистическая ценность

7

Ценность свободы

17

Образовательная ценность

27

Фобическая ценность

8

Эстетическая ценность

18

Воспитательная ценность

28

Саморефлексирующая

9

Символическая ценность

19

Неосознанные (неизвестные) ценности

29

Эволюционная

10

Ценность вдохновения

20

психофизиологическая ценность

 

 

Рис. 8. Пирамида потребностей человека по А. Маслоу

 

Уровни пирамиды потребностей

Потребности  в пирамиде А. Маслоу.

Нематериальные ценностей природы

7

Духовные потребности (личностный рост, самопознание, развитие, самоактуализация)

Духовная ценность

Религиозная ценность

Ценность самореализации

Этическая ценность

Ценность существования

Ценность свободы

Экологическая (гуманистическая)

Саморефлексирующая

Эволюционная

6

Эстетические потребности (любовь, радость, гармония, красота)

Эстетическая ценность

Символическая ценность

Ценность вдохновения

5

Творческие потребности (творчество, познание, открытие, созидание)

Историко-культурная ценность

Музейная ценность

Патриотическая ценность

Ценность наследия

Научная ценность

Эталонная ценность

Образовательная ценность

Воспитательная ценность

4

Потребность в уважении и внимании (нужность, значимость, самоуважение, признание)

Ценность удовлетворения потребности в компетентности

3

Социальные потребности (общение, внимание, забота, поддержка)

Ценность общения

Психотерапевтическая ценность

2

Потребности в безопасности (защищенность, уверенность, стабильность, комфорт)

Экологическая (природоохранная)

Ценность защиты от новых болезней

Психофизиологическая ценность

Реабилитационная ценность

1

Физиологические потребности (пища, вода, сон, секс)

 

Рис. Взаимосвязь пирамиды потребностей А.  Маслоу и нематериальных ценностей природы

«При­рода может восприниматься как эстетическая, познавательная, духовная ценность, как нечто, создающее особое состояние души, вызываю­щее особые эмоции, мобилизующее творческий потенциал, обога­щающее внутренний мир и, что наиболее важно, являющееся субъектом общения, «значимым другим» и т.д.

 Такому отношению к при­роде противостоит утилитарное отношение, при котором природа рассматривается как нечто выгодное лишь с точки зрения практи­ческого использования, сама же природа не наделяется собственной внутренней ценностью. Подобное отношение характерно, например, для деревенских жителей, для представителей профессий, связанных с эксплуатацией природных ресурсов, для туристов, заботящихся толь­ко о своем отдыхе и т.д.»[8].

Понятие № 11.Биофилия

Биофилия – дословно любовь, влечение к живому, природе. Фактически, я не погрешу против истины, если заявлю, что не бывает людей, которым в той или иной форме не нравилась бы природа. Очевидно, что подобная поведенческая черта во многом обусловлена генетическим кодом и выражена, прежде всего, через поведение и эмоциональные состояния. Ведь в доисторическую эпоху в наличии комфортной окружающей среды, богатого биологического разнообразия заключался залог выживания человека. Наша тяга к открытым холмистым равнинам с чередованием небольших лесных пространств – результат долгой эволюции в саваннах Африки.

Любопытство, положительные эмоции и впечатления, восхищение, эмпатия, релаксация, творческое вдохновение которое мы испытываем от взаимодействия с природой, способность к этому – результат генетически запечатленного влечения к жизни, т.е. биофилии. Природа всегда была жизненно необходима человеку, поэтому нашему телу пришлось изобретать многочисленные стимулы и мотивации, как на уровне генетики, так на уровне физиологии и поведения, чтобы стимулировать максимально интенсивное отношения с биосферой. Подобно тому, как для нас как вида жизненно необходимо общество и другие люди, эволюцией создан целый комплекс поведенческих, биологических механизмов нашей социализациичерез интерес к другим людям, принадлежности к сообществам, социальному одобрению, любви, уважению, дружбе и прочие.

Биофилия - генетически отпечатанная в человеческой природе любовь к живым существам.Как полагает Стивен Келлерт, в отличие от «крепко привязанных» инстинктов дыхания и питания, которые осуществляются почти автоматически, биофильные ценности должны культивироваться, чтобы достичь их полного выражения. Люди нуждаются в присоединении к природе и разнообразию жизни: благодаря этому улучшается их духовное и физическое состояние[2].

Понятие № 12.Биоксенофобия

Биоксенофобия (экофобия) – нетерпимое, враждебное, уничижительное отношение, действие, высказывание, мысль человека (биофоба) по отношению к живым существам и природе, проявлениям и представителям экологической культурыи / или людям представляющих интересы видов не-людей и экосистем по принципу опекунства.

Понятие № 15. Экологическая самореализация

Самореализация – термин, введенный Арне Нейсом и описывает его понимания становления экологической личности человека. Суть этого процесса Нейс видит в поэтапном развитии самоотождествления (расширение кругов тождественности)  и осознания личных интересов и взаимозависимостей со своим я, социумом и, наконец, с природой в целом. Фактически, по Нейсу, экологическая личность осознается себя как часть природы, вернее, природа является продолжением расширенной эколичности. В таком случае вред наносимый природе равносилен вреду наносимому телу человека и наоборот.

«Тогда фраза "Я защищаю тропический лес" перерастет в "Я часть тропического леса и я защищаю себя. Я та часть тропического леса, которая недавно получила в дар способность мыслить, - насколько легче после этого становится!" [2].

Я хотел бы обратить внимание на то, что экологическая самореализация, по сути, сходна с процессом достижения самоактуализации А. Маслоу. Пройдя поступательно все уровни освоения неутилитарных ценностей, которые есть у природы, личность достигает реализации своего максимального потенциала, в этом состоянии она становится частью биосферы, Совершенно Иного, приобретая качественно новые и предназначения для своей жизни.  

Рис. Процесс становления экологической личности (по Арне Нейсу).

Понятие № 14 Экологическая идентичность

По мере становления и развития экологического сознания и эколого-культурных практик личность человека, гражданина приобретает соответствующие самосознание и самоотождествление, которое отлично от иных идентичностей: потребительских, национальных, конфессиональных, социальных. Общность ценностей, мировоззрения, практик, потребностей, культуры и образа жизни – все это формирует новую экологическую идентичность, феномен культуры человеческого вида, ориентированной не столько на человека, сколько на гармоничное соразвитие людей и биосферы.

Понятие № 15 Чувство местности (топофилия)

Одно из фундаментальных понятий экофилософии, позволяющее получить реальный опыт единства с природой на уровне сознания, чувств, телестности. Чувство местности – это умение «чувствовать среду», воспринимать, взаимодействовать на уровне чувств, эмоций, сознания, психического и физиологического состояния и устанавливать отношения с окружающей локально расположенной природой, её ландшафтами, экосистемой или отдельными видами. Важно понимать, что топофилия является двухсторонней связью, как между человеком, так и природой той местности, с которой он взаимодействует, получая  «ответ местности». На обыденном, первичном, уровне, чувство местности проявляется в виде привязанности к родному дому, двору, малой родине, эмоционально окрашенным воспоминаниям, чувство ностальгии и тоски при отъезде из родных мест. Практики топофилии позволяют нам явственнее увидеть себя в «зеркале мира», осознать тот факт, что природа - это собирательное значение метафор нашего собственного Я, как впрочем, и наоборот, наша ментальность в сущности своей - это отображение природных явлений.  

Список использованных источников

  1. Экологическая этика от А до Я: пособие для школьников, их учителей и родителей / В. Е. Борейко [и др.]; под общ. ред. Т. В. Мишаткиной и С. Б. Мельнова; ООН по вопр. образования, науки и культуры ; МГЭУ им. А. Д. Сахарова. — Минск: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, 2008. — 170 с.
  2. Борейко, В.Е. Философы дикой природы и природоохраны / В.Е. Борейко. – издание 2-е, дополненное. – К.: КЭКЦ, 2004. - 160 с.
  3. Дерябо,  С. Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-н/Д: Феникс, 1996. – 480 с.
  4. Бо­рей­ко, В. Е. Краткий курс экологической этики / В.Е. Борейко. — К.: Ки­ев­с­кий эко­ло­го-куль­тур­ный центр. Cер.: Охрана дикой природы. – 2004. – Вып. 40.— 72 с.
  5. Деволл, Билл. Глубинная экология / Бил Деволл, Джордж Сешнс. — К.: Киевский эко­ло­го-куль­тур­ный цен­т­р. Cер.: Охра­на ­дикой при­ро­ды. –2005. — Вып. 51. – 108 с.
  6. Рябова, Н. В поисках гармонии. Образование для устойчивого развития / Н. Рябова, Т. Новикова. – Минск: Медисонт, 2010. – 102 с.
  7. Суркина, С.А.Экологическое образование дошкольников: учебное пособие / С.А.Суркина. – Саратов: Саратовский источник, 2011. –  103 с.
  8. Апьпер, Э.А. Диагностическое интервью «Человек и природа» / Э.А. Апьпер, М. К. Семенова // Психологическая диагностика: ежеквартальный научно-методический и практический журнал; редкол.:М.К. Акимова [и др.]. – Обнинск: ООО «Исследовательская группа "Социальные науки"». –2005. – № 2. – с.21-45.

Подбор мероприятий

Опрос

Какие темы тренингов считаете наиболее интересными

Подписка на новости

Видео блок

Годовой отчет